В 20-х годах XX века шведский архитектор Юхан Аксель Эрикссон сделал ещё один большой шаг вперёд, создав газосиликат — газобетон с известковым компонентом и автоклавной обработкой. В 1929 году в городке Иксухльт началось промышленное изготовление газобетона, который впоследствии даже носил название «Итонг», как у фирмы-производителя.
Шведами Эклундом и Форсэном из компании «Сипорекс» в 30-х годах была разработана новая формула газобетона без использования извести, которая стала применяться на многих производствах.
В Советском Союзе первый автоклавный газобетон произвели на рижском заводе по лицензии той самой компании «Сипорекс» в 1937 году. Здания, возведённые из этих блоков, стоят до сих пор.
Газобетон стал широко применяться после Великой Отечественной войны, когда нужно было быстрыми темпами и без огромных затрат восстанавливать архитектуру и промышленность городов.
В 50-х годах ячеистый автоклавный бетон производился уже в промышленных масштабах на заводах по всей стране: Новосибирске, Набережных Челнах, Луганске, Ленинграде и в других городах. В 60-70-х годах советские инженеры уже разрабатывали собственное оборудование и технологии производства, которые впоследствии также использовались в других государствах.
В 80-х годах была принята новая жилищная программа, которая включала большие объёмы строительства из газоблоков, а значит, и увеличение числа заводов-изготовителей этого стройматериала. В 90-х годах он стал широко использоваться для строительства именно жилых помещений.
По данным Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона, в России на 2012 год насчитывалось 62 работающих предприятия по выпуску газоблоков. Суммарно они производили 14,5 млн куб.м стройматериала. Естественно, это продукт более совершенный, нежели десятки лет назад. В 2014 году на фоне неблагоприятной экономической ситуации объёмы снизились до 12,9 млн куб.м в год.
Основная тенденция в развитии технологий — снижение плотности газобетона. Установлено, что этот показатель во многом зависит от территории производства и местных строительных стандартов. Так, наиболее лёгкий материал получают на северо-западе страны, самый тяжёлый — в Сибири.
Заключение:
Газобетон прошел долгий путь от своего изобретения в XIX веке до широкого применения в строительстве сегодня. Современные технологии производства и разработки позволили сделать этот материал ещё более эффективным и востребованным. Газобетон продолжает оставаться важным элементом в строительной индустрии, предлагая уникальные характеристики, такие как лёгкость, теплоизоляция и долговечность.
Итог:
История газобетона показывает, как инновации и инженерные разработки могут изменить строительную индустрию. Этот материал доказал свою ценность и остаётся популярным выбором для различных строительных проектов по всему миру.